С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон  № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", в котором дошкольное образование впервые закреплено как уровень общего образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2014 все дошкольные образовательные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Такого стандарта в России ещё не было. В действие он введён с 1 сентября 2010 года в школе и с 2013 года в дошкольных учреждениях согласно требованиям закона об образовании. И с каждым годом всё шире и шире открывает для себя двери в российскую образовательную систему.

А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама основная образовательная Программа (ООП). Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний. Что это значит?

Действие ФГОС в дошкольных учреждениях

По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть. Вся его деятельность основана на игре.

На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Об этом говорится во всех разделах документа и подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.).

С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам.

*Результат уже есть. Раньше в раздевалках детских садов была целая выставка из поделок и рисунков по количеству присутствующих в группе малышей. Сейчас такая выставка тоже имеется, но не целая.

— А почему нет рисунка моего сына? – спрашивает мама воспитательницу.

— А он не хотел отрываться от игры, – отвечает та.

— Так надо было заставить!

— Не могу, не имею права…

А вот воспитатели как раз таки должны заинтересовать нежелающего заниматься ребёнка с учётом личных качеств его характера. Не получилось – минус такому воспитателю. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Но что из этого получится, покажет только время.

Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, конечно, имеет свои плюсы. Для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Поэтому остаётся только пожелать воспитателям, чтобы у них всё получалось.

Не учить, а мотивировать

В связи с тем, что ребёнок теперь будет рассматриваться исключительно как «человек играющий» многие методики и технологии пересмотрят и переведут с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогику диктующую сменит собой педагогика развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации.

Теперь в детских садах будут делать акцент не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т.п.), а на развитие мотивационной и психологической готовности к учёбе. То есть к концу своего беззаботного дошкольного возраста у ребёнка должно появиться желание учиться, учиться и ещё раз учиться. Требований от ребёнка конкретных образовательных достижений выставляться больше не будет. Не будут дети подлежать и оцениванию, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

* Об успехах или недочетах воспитатель говорит только с глазу на глаз с родителем, и опять же, не оценивая. Просто «знает — не знает, умеет — не умеет, делает — не делает». И без всякого «должен» или «не должен».

Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества, а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы, например: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Если вы пронесётесь через несколько лет вперёд, то увидите (по крайней мере, к этому стремится ФГОС) выпускника ДОУ инициативной, самостоятельной, уверенной в своих силах, личностью; с положительным отношением к себе и другим, развитым воображением, способностью к волевым усилиям, любознательностью.

И все-таки, как будут готовить детей к школе?

Как вы уже, наверное, догадались сами – через игру. Первые навыки рисования, счета, пения и т.д. будут входить в мир познания ребёнка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности.

Специфика дошкольного возраста (высокий разброс вариантов развития, непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат), делают «неправомерным требование от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений».

Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними. Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Кроме того, дошкольные учреждения, согласно ФГОС, должны обеспечивать создание образовательного пространства – развивающую ребёнка, предметно-пространственную среду (в здании и на участке).

ФГОС дошкольного образования и родители

В последние годы, как утверждают педагоги ДОУ, многие родители самоустранились от участия в детсадовской жизни ребёнка и его развития. Мол, в садике ребёнка учат, развлекают, развивают, а дома мы отдыхаем. Да и вопросы воспитателям задают в основном: «Как он кушал?»

Так вот, ФГОС ДО ориентирует учреждения на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Мы используем файлы cookie, а также обрабатываем Ваши персональные данные в соответствии с политикой обработки персональных данных. Дальнейшее пребывание на сайте означает согласие с их применением. Подробнее.

Полезные ссылки